Как сделать смычок своими руками

имеет дополнительный смысл — грациозная, изысканная, волшебная палочка, способная вызывать все краски необъятного мира из скрипки, альта, виолончели… в динамике от еле слышного шёпота — до львиного рыка.
И эта потрясающая разница в звучании одного и того же инструмента под разными смычками настолько яркая и завораживающая, что музыканты постоянно находятся в поиске именно той тросточки, которая даст возможность им лучше играть, а инструменту- лучше звучать … и есть за что «бороться» -это 30-40 % против аналогичной немецкой или английской трости !
И если Брюлов говорил : — Вот в этом «чуть-чуть» и заключается искусство !, то увеличение качества на треть — это достаточно серьёзный плюс к профессионализму исполнителя.

Туртовский смычок — это обильная выдача звука любой частью трости при любом
направлении ведения. Здесь не нужно экономить ход. Рука действует от плеча, побуждая к широкой фразе, обобщающей детали и даже пренебрегающей ими. При игре таким смычком становится проблематичен скорее анализ, чем синтез музыкальной речи.

Волос в смычках, конечно же конский — это все знают …
Но вот с каких лошадок — это знают не все .
Всё просто : самым-самым считают волос из хвостов
монгольских лошадей : т.е. соответствие цены и качества.

Качество волоса определяют по эластичности и цепкости.

При натяжении качественный волос будет тянуться , а после нанесения канифоли ( без излишеств ) будет давать чёткий и без призвуков тон .

Есть и более дорогие сорта , например: волос американских мустангов (правда, подходит он только для виолончельных и контрабасовых смычков ), волос сибирских лошадок… (но цена!)

По поводу волоса

необходимо сделать важные замечания , особенно для начинающих исполнителей :

1. Экономить на вставке нового волоса — значит привести свой смычок в недееспособное состояние :

потеря волоса с игровой стороны влечёт за собой искривление трости , что в итоге обойдётся дороже — придётся приспосабливаться , т.е. тратить огромное количество сил и психической энергии на контроль за смычком вместо того , чтобы играть МУЗЫКУ. Не говоря уже о том , что коррекция трости — процедура дорогостоящая и продолжительная и , к несчастью , рискованная. А постоянное скопление канифоли и грязи на трости попросту разрушают структуру дерева.

2. Большинство музыкантов думают : чем больше волоса , тем больше звука .

Ошибочно. Наиболее качественный звук извлекается небольшой лентой волоса — буквально в два слоя . Законы физики — существуют. Колебания струны попросту гасятся большим количеством волоса, что провоцирует исполнителя с излишнему форсированию (давлению), что , на самом деле , приводит к ещё большему демпфированию звука …

3. Длина волоса меняется от температуры и влажности воздуха .

минимальное условие для нормальной жизни смычка — это замена волоса хотя бы дважды в год , на зимний и летний период. При нормальном графике работы и занятий , по 6 — 8 часов в день, необходимо менять волос четыре раза в год .

Исполнитель не должен себя ограничивать одним смычком. На это есть свои причины:

  • один смычок великолепно подходит для оркестровой игры(это,как правило,недорогие немецкие модели),
  • другой — больше подходит для камерной музыки
  • третий — отличный для ежедневных занятий(более лёгкий),
  • четвёртый — наиболее подходящий для концертных выступлений с оркестром.

Кроме того, смычки соотносятся и к исполняемым музыкальным стилям :

  • для барочной музыки просто необходим барочный смычок, с его неповторимым деташе,
  • переходные модели (Pere Tourte, Adam) идеально подходят для исполнения музыки ранних классиков — Моцарта, Шуберта, Бетховена…
  • для Паганини, Венявского, Сарасате незаменимым будет смычок Вуарена, Сартори с их бриллиантовым летучим стаккато и другими эффектными штрихами.

Даже опустив все игровые преимущества хорошего смычка — это просто хорошее вложение денег . За последние годы цена на трость старого французского мастера растёт быстрее, чем цена на старые инструменты.

Чем же всё-таки отличаются смычки один от другого ?

Намного проще сказать-что в них общего !
Во всех смычках вставлен конский волос .
Дальше начинаются различия …

Каждый смычок — это акустическая индивидуальность !

Это зависит от структуры дерева. Акустические качества, сила и громкость звука базируются на качестве материала. Если смычок не будет резонировать в ответ на каждый звук инструмента — он будет попросту глушителем. Идеальная трость своим резонансом возбуждает все обертоны, тем самым, придавая неповторимую тембральную окраску инструменту, более того — трость, как говорят, «лежит» в руке, абсолютно комфортно предоставляя исполнителю весь спектр штриховой техники, по всей своей длине даёт тонкое ощущение вибрации струны.

Чувствительность смычка

зависит от таких параметров: вес,баланс и упругость трости.

Весовые категории таковы (примерно):

Баланс (т.е. точка равновесия) до колодки при спущеном волосе от 16,5 до 19 см соответсвенно. Если баланс смещён к шпицу — трость кажется тяжёлой, если к колодке — легче. При выборе смычка нельзя не принимать это во внимание. Часто смычок со смещением точки равновесия к шпицу даёт размашистый, крупный рикошет, но плохо управляемый … Необязательно более тяжёлая трость даёт больше звука … и т.д. Существует масса мелочей, незаметных на первый взгляд, но , составляющих, по сути, ту тончайшую ткань истинного творения искусства, о которой часто говорят :

— Тю, да тут же ничего сложного !!!

Хороший смычок

— тот, который извлекает из инструмента мощный и тембрально насыщенный звук при наименьшем давлении и совсем не обязательно он должен быть жёстким! Трость должна быть эластичной, податливой, давать возможность лёгкого контроля за ньюансами, но в тоже время она должна быть достаточно упругой, чтобы при давлении не проваливаться до струны, не заглушать колебания.

Цены смычков .

Как выбрать смычок для себя любимого (себе любимой), за который стоит заплатить денег .

Цены на современные трости складываются на рыночных основаниях, т.е. в зависимости от репутации мастера, которая основана на успешных его работах , которые используются по назначению исполнителями. Но, по большому счёту, это не даёт гарантии того , что каждое произведение мастера будет обязательно высочайшего качества. Мастера — тоже люди — имеют право на ошибки!

Спрос диктует предложение. Дефицит предложения вызывает рост цены ( ну , здесь не лекция по экономике :))

Дерево играет большую роль

и , соответственно , сказывается на цене : бразил и кампеш — это «коммерческая» порода дерева, т.е. используется для изготовления смычков поточных (фабричных). Современные мастера используют фернамбук даже не в силу сложившихся традиций, а просто по причине той экологической и биохимической ситуации в живой природе, которая имеет место быть.

Колодки , обычно , делают из чёрного дерева в серебре или нейзильбере . Колодки из мамонтовой кости или черепашьего панциря в золоте удваивают цену на смычок . И не потому, что колодка такая, а потому что дерево для трости выбрано наилучшее. Все остальные украшательства не прибавляют в цене нисколько.

Трости без клейма ценятся ниже. Как правило это мануфактурные и фабричные смычки.
Трость без клейма оценивается только по своему достоинству — чтобы быть ценной , она должна быть необычайно удивительного качества , «играбельности» , «божественного звучания».

Франсуа Ксавьер Турт, к примеру, никогда не клеймил своих смычков.
Цены на антикварные смычки — удивительная тема. Цена растёт не от «играбельности» трости , а от принадлежности руке выдающегося мастера, т.е. оцениваются как произведения искусства.

Смычки изнашиваются, как и люди… Но современные трости могут соперничать с выдающимися образчиками прошлого и в звуке и в штрихах. Смычок, сделанный из хорошего дерева не потеряет своей функциональности и звука очень долго… и через десятки лет его цена только вырастет. Чего не скажешь об изначально плохом смычке. Важный момент — смычок ( и инструмент ) должен играть ! К тому же, год — полтора после изготовления смычок требует коррекции: в среднем от 3 до 5 раз за этот период — это связано со свойствами древесины — точнее, большого количества смолы, которая со временем окисляется, незначительно меняя структуру.

Читать также:  Как сделать натяжитель ремня своими руками

Старая поговорка гласит : Ключ , которым пользуются — всегда блестит !

Модели смычков .

Французские модели — легенда . Основное их достоинство — звук и качество штрихов . Именно они раскрыли в итальянских инструментах все те оттенки , силу , мощь , экспрессию и лёгкость, которую вложили в них итальянские мастера прошлого.

Турт, Пекатт, Вуарен, Вильом, Сартори … всех не перечислишь. Их модели копируют также как Страдивари и Гварнери, Амати и Монтаньяна. Они и стоят дороже своих немецких и английских собратьев. Если иметь ввиду необходимое плановое вложение средств, то нет смысла тратиться на «француза» . Немецкая модель вполне отвечает всем требованиям исполнительской техники, а стоит дешевле, так сказать — полное соответствие цены — качеству.

При покупке смычка или инструмента — лучший совет —

обратиться к опытному специалисту с хорошей репутацией .

Акцентирую Ваше внимание на cледующем :

Смычок — штука тонкая и хрупкая , требует к себе повышенного внимания и бережного отношения. Идеальное состояние трости и колодки служит гарантией роста Ваших инвестиций с годами .

Следите за длиной и качеством волоса . Короткий волос губителен для смычка также как и длинный. Недостаток волос с «играбельной» стороны приводит к изгибанию трости в, так называемую, «полезную» сторону, что, по сути, влечёт за собой потерю в качестве смычка.
Вовремя не замененная кожица на трости приводит к «дырке» на смычке . И т.д . и т.п.

Мнение о фернамбуке, как единственно допустимом для смычковой трости материале, принадлежит к музыкантским предрассудкам.

Его поборников не смущает ни обилие низкопошибных массовых фернамбуковых изделий, ни варьирование игровых качеств смычков, тщательно изготовленных превосходными мастерами из отборного материала.

Между тем, фернамбук, как и все материалы биологического происхождения, изменчив настолько, что не идентичны даже образцы, взятые из разных мест одного и того же бревна.

К тому же фернамбук — лишь одна из пород, обладающих столь важной для смычка способностью сохранять форму в условиях долгосрочных упругих деформаций, что становиться возможным только после довольно сложного процесса термической и механической обработки.

Применялись бакаут, вамара, эвкалипт и
другие породы деревьев.

СмычкиРеплика Fr.Tourte Реплика Fr.Tourte Реплика Voirin Реплика Voirin Реплика Voirin Реплика Voirin Реплика Otto Hoyer СмычкиРеплика Otto Hoyer

Мастеровые смычки на заказ :

индивидуальный подбор дерева , веса, модели, размера, колодки .

download

С помощью всё того же ножа выравниваем поверхность корпуса (процесс называется циклевание или скобление). Это простой и эффективный способ обойтись без наждачной бумаги.

Кстати, современная наждачная бумага появилась только в 30-х годах XIX века. Конечно, наждачка существовала и раньше и называлась «стеклянная бумага», но в 1833 году англичанин Джон Уоки придумал новый состав клея для надёжного крепления абразива, а также способ промышленного её производства.

Теперь берёмся за деку. Это самая важная деталь любого инструмента.

download (1)

Заготовку размечаем по форме будущей деки, для чего прикладываем корпус и просто обводим. Это внутренняя сторона, которая будет подвергаться последующей обработке.

download (2)

Топором придаём форму, оставляя небольшой запас по краям. Это можно сделать и ножом, но лично мне топором удобней.

download (3)

С помощью того же топора стёсываем деку до толщины 5–6 мм. Тут действовать нужно очень аккуратно, чтобы заготовка не треснула и чтобы не сколоть лишнего.

download (4)

Дошедшие до нас деки гудков имели разную толщину по краям и в центре. По краям толщина равнялась 2–3 мм, а в центре 5–6 мм. Это сделано для того, чтобы дека не прогнулась под давлением порожка, на который опираются струны. Если деку сделать слишком тонкой, то её продавит внутрь, если слишком толстой, то инструмент не будет звучать. Поэтому был придуман такой оригинальный выход из ситуации. И до сих пор на традиционных болгарских гадулках, делают деки с разной толщиной по краям и в центре. На современных инструментах, например гитарах, деки делают очень тонкими, около 2 мм, а чтобы их не продавило внутрь, снизу подклеивают специальные рейки-пружины.

download (5)

С внешней стороны деки размечаем и вырезаем резонаторные отверстия. В гадулке они называются «очи».

download (6)

С помощью полукруглой стамески и ножа срезаем лишнюю древесину, доводя заготовку до нужной толщины. То же самое можно сделать плоской стамеской. Так как у нас уже прорезаны резонаторные отверстия, толщину контролировать проще.

download (7)

download (8)

Ножом подрезаем бортики корпуса гудка на толщину деки. Инструмент практически готов к склеиванию.

download (9)

Сверлим отверстия под колки перовидным сверлом.

Существует много натуральных клеёв. По качеству они не уступают современным. Для склеивания древесины я использую мездровый клей. Мездровый клей изготавливают из мездры — нижнего слоя шкур животных, отделяемого при выделке кожи.

download (10)

Чтобы дека и корпус хорошо склеились, нужно сильно прижать их друг к другу. Для этого можно положить инструмент на ровную поверхность, придавив сверху чем-нибудь тяжёлым, или сделать простейшие тиски.

В таком виде оставляем сохнуть на сутки.

Пока инструмент сохнет, изготовим колки, порожки, струнодержатель и смычок.

download (11)

В Великом Новгороде найдено много колков. Колки изготавливали из различных пород древесины. Мы будем использовать берёзу. Из неё же делаем порожки под струны. В современных колках для крепления струны сверлят отверстия, но для колков древних инструментов использовали иной приём. Колок немного раскалывали ножом по волокнам, а в получавшуюся щель вставляли струну.

download (12)

download (15)

Из полоски кожи и деревянного шпенька делаем струнодержатель, к которому крепим струны из конского волоса. К сожалению, археологических находок струн нет, но из этнографии нам известно, что для смычковых инструментов использовались волосяные, кишечные и жильные струны. Струны из конского волоса меньше всего подвержены капризам погоды, в отличие от жильных и кишечных, которые сильно тянутся при повышенной влажности, от чего приходится постоянно инструмент настраивать заново.

download (13)

Из тонкой веточки орешника делаем смычок, к которому ниткой привязываем тот же конский волос.

download (14)

После того как клей высох, устанавливаем все детали. Инструмент готов.

Создаем Скрипача в старинном стиле. Часть 1. Скрипка

Этим постом мы начинаем серию уроков по изготовлению персонажа. Начнем с самого сложного — рабочего инструмента для нашего маленького музыканта. В последующих частях расскажем о более простых вещах — как и из чего сделать самого персонажа, одежду, обувь и парик.

Скрипочка — инструмент трудоемкий. Для ее изготовления потребуется время, терпение и усердие.

Скрипочку делаем полую — для уменьшения веса инструмента. Иногда для персонажа это бывает очень важно.

Немного подробнее о материалах. Это может быть липа, береза, плодовые. Хвойные породы довольно тяжелы в обработке, и результат непредсказуем. Для смычка подойдет бамбук.

Клей. Везде, где склеивается дерево, используем ПВА. Моментальный суперклей — коварная субстанция. Во-первых, если вдруг промахнулись и приклеили кривовато, довольно сложно потом это поправить. И во-вторых, впоследствии потеки клея (а они неизбежны) непременно проявятся в процессе тонировки инструмента. Поэтому лучше запастись терпением и подождать, пока высохнет ПВА. Моментальный клей используем только для склеивания разнородных материалов.

Сначала рисуем скрипку нужного размера на бумаге. Проще всего найти картинку в интернете и распечатать на принтере, но если такой возможности нет, то сойдет и просто рисовка карандашом. Бумажные проекции помогут сделать инструмент похожим на настоящий.

Отпиливаем от полена дощечку нужной толщины (это будет скрипичный корпус, поэтому держим в уме толщину верхней и нижней дек).

Дощечку строгаем до гладкости рубанком.

Читать также:  Как сделать теплую грядку из навоза для огурцов

На готовую дощечку наклеиваем вырезанный из бумаги корпус скрипки (клей ПВА). После того, как клей высохнет, выпиливаем (лобзиком или пилой, кто как привык).

Рисуем маркером или карандашом внутренний контур корпуса скрипки.

Дерево внутри корпуса следует убрать — высверлить дрелью или шуруповертом по контуру, затем обточить внутренность надфилем.

Обтачиваем корпус скрипки по внешнему контуру, гравером или вручную, надфилями. Делать это следует максимально точно и аккуратно — именно корпус определяет форму скрипки.

Верхняя и нижняя деки скрипки. Идеально, если они будут слегка выпуклыми — настоящая скрипка не плоская. Как нельзя лучше для этой цели подходит нащельник с соответствующим сечением (заранее покупаем такую реечку в строительном магазине). Если нет нащельника такой конфигурации, выпуклость инструменту можно будет придать надфилем.
Отпиливаем 2 дощечки с небольшим запасом.

Приклеиваем корпус к одной из дощечек — это будет нижняя дека.

После высыхания клея обтачиваем верхнюю деку по контуру корпуса — прямо по месту. Инструмент — гравер или надфили (на картинке корпус в процессе).

Гриф. Наклеиваем бумажное изображение профиля грифа на деревянный брусок.

Внимание. Пятка грифа вырезается с запасом. На распечатанном шаблоне гриф нарисован так, как он выглядит в готовом изделии. Поэтому дорисовываем этот самый запас — в длину и ширину

Обтачиваем по контуру рисунка. Вытачиваем головку грифа, ошкуриваем получившуюся заготовку.

В корпусе скрипки вытачиваем паз под установку грифа, чтобы он плотно входил в паз.

Приклеиваем заготовку нижней деки. После высыхания клея обтачиваем нижнюю деку по форме корпуса.

Вырезаем накладку на гриф и струнодержатель. Для этого отлично подходит палочка от мороженого. Особенно хороши буковые палочки.

Рисуем их карандашом, сверяясь с картинкой. Просверливаем отверстия. Сами эффы процарапываем на верхней деке шилом, надфилем — чем удобно. Насквозь их пропиливать нежелательно, если треснет верхняя дека — вся работа насмарку. А эффы впоследствии затонируем.

Пусть вас не смущает некоторая «лохматость» на эффах. Скрипка очень маленькая, длина корпуса не более 4 см, впоследствии после тонировки и обработки наждачкой это будет выглядеть гораздо более аккуратно.

Устанавливаем держатель для струн. Для этого просверливаем отверстие в верхней деке и в самом держателе, как показано на картинке. В качестве штифта используем зубочистку. (штифт устанавливается на клей).

Тонируем скрипку. Морилка может быть на любой основе, водной или ацетоновой.

Затонированный корпус слегка ошкуриваем, чтобы проявить фактуру и объем изделия. Эффы будут выглядеть контрастней. Гриф и подставку под струны делаем темнее, как предписывает традиция (красим, например, маркером). Колки делаем из фигурных зубочисток. Зубочистки придется обточить до приемлемой толщины — для инструмента такого размера колки из необточенных зубочисток будут слишком грубыми. Просверливаем под колки отверстия в головке грифа, устанавливаем колки на клей. В головке грифа просверливаем техническое отверстие для будущей установки струн.

Подставка под струны в нашем случае была вырезана из отработанной трости для саксофона. Но пойдет и тонкая деревянная дощечка.

Смычок. Трость для смычка рисуем на деревянном бруске и вытачиваем. У нас это был кусочек старой бамбуковой удочки.

Покрываем лаком скрипку и смычок. Чтобы лак не попал на волос смычка, оборачиваем волос бумажкой.

И, наконец, последнее: натягиваем струны из лески и устанавливаем под них подставку.

Внимание. Это самый хитрый момент, его я опишу подробнее. Берем 2 достаточно длинных отрезка лески (с запасом). Накидываем на штифт струнодержателя и под ним завязываем в узелок. Протягиваем струны через техническое отверстие в головке грифа, аккуратно, чтоб ничего не сломать, натягиваем все 4 струны, чтобы они были ровные, без слабины. Вставляем в техническое отверстие заглушку-зубочистку — сразу на клей.

С обратной стороны грифа лески связываем в узелок и оплавлавляем — аккуратно прижигаем зажигалкой и прижимаем. Не спалите свою работу!

Устанавливаем подставку под струны, укладывая каждую струну в заранее прорезанный для нее паз.

Убедившись, что струны не провисают и всё приклеилось как надо, срезаем лишнее — зубочистку практически заподлицо с головкой грифа, но чтобы при этом не повредить струны.

Инструмент готов, можно вкладывать его в лапки (ручки) персонажа.

Из чего делают смычок для скрипки – Конструкция смычка

Конструкция смычка

Смычок. Изготовление смычков под заказ. Замена волоса.

Туртовский смычок — это обильная выдача звука любой частью трости при любом
направлении ведения. Здесь не нужно экономить ход. Рука действует от плеча, побуждая к широкой фразе, обобщающей детали и даже пренебрегающей ими. При игре таким смычком становится проблематичен скорее анализ, чем синтез музыкальной речи.

Монгольский конский волос купить

Качество волоса определяют по эластичности и цепкости.

1. Экономить на вставке нового волоса — значит привести свой смычок в недееспособное состояние :

Исполнитель не должен себя ограничивать одним смычком. На это есть свои причины:

другой — больше подходит для камерной музыки,
третий — отличный для ежедневных занятий(более лёгкий),
четвёртый — наиболее подходящий для концертных выступлений с оркестром.

Кроме того, смычки соотносятся и к исполняемым музыкальным стилям :

для барочной музыки просто необходим барочный смычок, с его неповторимым деташе,
переходные модели (Pere Tourte, Adam) идеально подходят для исполнения музыки ранних классиков — Моцарта, Шуберта, Бетховена… для Паганини, Венявского, Сарасате незаменимым будет смычок Вуарена, Сартори с их бриллиантовым летучим стаккато и другими эффектными штрихами.

Это зависит от структуры дерева. Акустические качества, сила и громкость звука базируются на качестве материала. Если смычок не будет резонировать в ответ на каждый звук инструмента — он будет попросту глушителем. Идеальная трость своим резонансом возбуждает все обертоны, тем самым придавая неповторимую тембральную окраску инструменту, более того — трость, как говорят, «лежит» в руке, абсолютно комфортно предоставляя исполнителю весь спектр штриховой техники, по всей своей длине даёт тонкое ощущение вибрации струны.

Чувствительность смычка зависит от таких параметров: вес,баланс и упругость трости.

Весовые категории таковы :

Хороший смычок — тот который извлекает из инструмента мощный и тембрально насыщенный звук при наименьшем давлении и совсем не обязательно он должен быть жёстким! Трость должна быть эластичной, податливой, давать возможность лёгкого контроля за ньюансами, но в тоже время она должна быть достаточно упругой, чтобы при давлении не проваливаться до струны, не заглушать колебания.

При покупке смычка или инструмента — лучший совет —

Акцентирую Ваше внимание на cледующем :

Консультации по всем вопросам — бесплатны.

Мнение о фернамбуке, как единственно допустимом для смычковой трости материале, принадлежит к музыкантским предрассудкам.

Его поборников не смущает ни обилие низкопошибных массовых фернамбуковых изделий, ни варьирование игровых качеств смычков, тщательно изготовленных превосходными мастерами из отборного материала.

Между тем, фернамбук, как и все материалы биологического происхождения, изменчив настолько, что не идентичны даже образцы, взятые из разных мест одного и того же бревна.

К тому же фернамбук — лишь одна из пород, обладающих столь важной для смычка способностью сохранять форму в условиях долгосрочных упругих деформаций, что становиться возможным только после довольно сложного процесса термической и механической обработки.

Применялись бакаут, вамара, эвкалипт и
другие породы деревьев.

Мастеровые смычки на заказ :

Понравилось это:

Скрипичная азбука. Смычок — Анна Благая

Черновик статьи для Азбуки.
Будет уточняться и дополняться

Со смычком интересная происходит история:

По-французски — archet (в то время как «лук» — arc)

Если мы дальше пороемся в словарях, то обнаружим, что:

По-сербски, хорватски и лук, и смычок — gudalo, luk

Дело в том, что когда-то смычок действительно выглядел как лук: он был дугообразным, и даже волос, словно тетиву, во время игры натягивали пальцами. Таким смычком играли на струнных инструментах, предшествовавших скрипке.

Читать также:  Объёмные открытки

Царь Давид, играющий на старинном инструменте крут (с южнофранцузской миниатюры XI в.)смычок к инструменту ребек (Германия, 1511)

Чем-то подобным и сейчас играют на народной греческой/турецкой скрипке, которая распространена на черноморском побережье Турции, примерно там же, где находится Панагия Сумела.

(! Тема на будущее. Тут нужно иметь в виду, что пришел смычок с Востока, мне кажется, что вокруг этой скрипки — черноморской кеманчи, или понтийской лиры (а также кеманчи, на которой играют на Кавказе) — вертится что-то интересное, и ведет дорожка, возможно, в Персию. К этому надо будет еще вернуться и прояснить. Ссылки: 1. черноморская кеманча, 2. кеменче).

Но вернемся к профессиональному классическому скрипичному смычку и к европейской музыке.

Современный смычок остается главным орудием скрипача, но это уже — орудие мирного времени. Разве что иногда в некоторых движениях скрипача-солиста (во взмахе смычком во время концертов /=соревнований/ для скрипки с оркестром, в блестящих хитроумных штрихах виртуозных пьес) проглядывает доблестное «воинское» прошлое.

См.: Атака
Вверх смычком, вниз смычком
Аккорды
Штрихи
Скрипка

См. также статью о смычке из Музыкальной энциклопедии

смычки знаменитого смычкового мастера Турта-младшего (фото)

книга об истории смычка на англ. яз. — The Bow, Its History, Manufacture and Use — Henry Saint-George

** Кстати, считается, что человечество обратило внимание на звучание струн именно при натяжении тетивы лука, при отпускании стрелы, именно после этого стали появляться струнные инструменты.

*** Иллюстрации: 1) и 2) — из книги М.Сапонова «Менестрели» (М.,1996), 3) из Музыкальной энциклопедии

Как выбирать смычок?

Санкт-Петербургская детская школа искусств им. В.А. Гаврилина

ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ШКОЛЫ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Санкт-Петербургская детская школа искусств им. В.А.Гаврилина»

СОКРАЩЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ
СПб ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. В.А.Гаврилина»

Адрес: 197343, Санкт-Петербург, Омская ул., 17, т/ф (812)492-86-91
эл. адрес [email protected]

Директор Киселёва Ирина Вячеславовна

В 2000 году Школе присвоено имя выдающегося отечественного композитора
Валерия Александровича Гаврилина (1939-1999)

В 2018 году нашей школе исполнилось 40 лет.

В газете «Санкт-Петербургский музыкальный вестник» опубликована статья о школе!

У старых деревень, за тихой Чёрной речкой,
Где Пушкина следы заносит долгий снег,
Стоит наш добрый дом, где учимся мы слушать,
И думать, и играть, где мы берём разбег.

Здесь наш любимый хор звучит тепло и звонко.
Здесь радостно глядят счастливые глаза!
Уйдём мы, но других мальчишек и девчонок
Свободно и легко польются голоса.

Немногие пойдут дорогой музыканта,
Но к музыке любовь нас будет наполнять.
Пусть пробегут года, но Омскую 17,
Своих учителей запомним навсегда.

Как выбрать смычок для скрипки МузШок

Чтобы научиться играть на скрипке, нужно десятки тысяч часов провести за тренировками и книжками по музыкальной теории. Без качественного инструмента и смычка этого не сделать, т.к. звук должен быть естественный, насыщенный, а смычок – подходить по размеру. Иначе играть будет не просто некомфортно, но и небезопасно для здоровья.

Размер смычка влияет на постановку рук, положение корпуса скрипача – невозможно репетировать целыми днями в неправильном положении, поэтому уделите выбору смычка не меньшее внимание, чем выбору скрипки.

Не бывает универсальных смычков – профессиональные музыканты имеют и 5, и 10 смычков, каждый – для своей цели и стиля.

Размер смычка

Смычок имеет размеры, соответствующие размеру скрипки: 1/16, 1/10, 1/8, 1/4, 2/4, 3/4, 7/8 и 4/4. Но выбирать размер смычка, как и скрипку, лучше с педагогом по скрипке. Все люди разные, и размер инструмента и смычка для ребенка нужно выбирать исходя из индивидуальных особенностей: рост, комплекция, длина рук, пальцев.

Если выбранный смычок окажется чрезмерно длинным, то при игре правая рука будет уходить, проваливаться за спину, а трость не дойдет до конца, излишне короткий смычок не позволяет разгибаться правой руке. Это сказывается на звукоизвлечении, осанке, самочувствии скрипача, поэтому обязательно посоветуйтесь с педагогом по скрипке, какой смычок вам подойдет.

Качество смычка

Качество смычка, как и любого товара, пропорционально с ценой. Но даже среди бюджетных смычков ищите лучший вариант по качеству.

Осмотрите смычок со всех сторон, обыщите на предмет трещин. Если смычок покрыт прозрачным лаком – найти трещины легко, но бюджетные смычки чаще красят цветным лаковым покрытием, что затрудняет поиск дефектов. Даже мелкие трещинки сулят скорую поломку трости, ведь он должен быть упругим для игры, и выдерживать замены волоса.

Качественный смычок выпрямляется, если натянуть волос, как при игре – уходит прогиб, трость выглядит ровной. Смычок, способный передавать тонкие оттенки звука, вибрирует, если ударить по нему пальцем (волос как при игре), держа за колодку и трость. Не забудьте, что конец смычка при этом смотрит вверх. Опытные скрипачи по темпу вибрации определяют качество смычка, но это относится к более дорогим вариантам.

При выборе смычка советуют провести еще один тест: поставить его на струну (как будто играете) и просто понаклонять вправо-влево, без извлечения звука. Смычок не должен соскакивать, двигаться отрывисто и резко.

Второй, третий и последующие смычки вы выберете исходя из наработанного опыта, зная свои требования к звучанию и комфорту.

из какого существа делают струны?

если на гитару то из металов, и капрона

Читала, что делали из кошачьих жил, овечьих кишок. Слава Богу, сейчас уже иные струны.

Гвоздевая скрипка: как сделать

Ранее, в разделе “Интересности” и подразделе “Музыка” у нас была статья “Ватерфон – мега музыка!” Где мы рассматривали и слушали интересный, необычный и загадочный музыкальный инструмент.

Гвоздевая скрипка (nail violin) – это один из инструментов, которые легли в основу ватерфона. И если ватерфон сделать самому сложновато, то гвоздевую скрипку – легко и просто. О чём мы сегодня и поговорим.

Для начала пара слов про. Гвоздевая скрипка – достаточно древний интересный инструмент (изобретён в 1740 году) скрипачом Johann Wilde, музыкантом императорского оркестра, в Санкт-Петербурге. С тех пор устройство гвоздевой скрипки особо не изменилось.

Изготовление гвоздевой скрипки (nail violin).

Для изготовления инструмента понадобятся:

Процедура изготовления гвоздевой скрипки достаточно проста.

По желанию можете прикрепить к фанере резонатор (например, плотно привязав полую высушенную тыкву или оформив фанеру как верхнюю доску коробки). Всё, можно играть!

Существует множество вариантов корпусов гвоздевой скрипки. Например, такой:

Круговая гвоздевая скрипка с кучей нот:

Без-резонаторная гвоздевая скрипка в действии:

Безрезонаторная гвоздевая скрипка лёжа:

Гвоздевая скрипка в виде полумесяца:

Треугольная гвоздевая скрипка, похожая на балалайку:

Два варианта гвоздевых скрипок:

Профессиональная гвоздевая скрипка:

Электронная гвоздевая скрипка:

Как играть на гвоздевой скрипке.

Держите гвоздевую скрипку левой рукой, шляпки гвоздей смотрят вперёд. Низ скрипки упирается в левое колено. Затем:

Само собой, гвоздей может быть намного больше, положение инструмента – любым другим.

Например, двухуровневая гвоздевая скрипка без резонатора, но подключённая к колонкам:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: